Начнем, пожалуй.
Вспомним классического Мелехова в исполнении Петра Глебова - стройный, подтянутый, строгий, рассудительный (особенно во второй и третьей сериях). В конце второй серии есть момент, когда Григорий в припадке бьется головой об землю в безысходности, в нескольких сценах даже не то чтобы кричит, а повышает голос. Ну, конечно, знаменитая сцена порки пана Листницкого-младшего - "За меня! За Аксинью!". Но в целом Мелехов несуетливый, спокойный, уверенный в себе, повторю - рассудительный.
Почти ни один из этих эпитетов практически невозможно применить к Мелехову из нового сериала. Он в целом какой-то мелковатый (я сейчас не про рост, про рост скажу отдельно - про стиль поведения), суетливый, чуть что - срывается на надрывный крик. В ряде сцен - на грани какой-то истерики. Не могу представить себе такого Мелехова, например, в знаменитой сцене в глазной клинике - когда приезжают "высочайшия особы" с визитом. В "семейном разговоре" с Кошевым Мелехов сразу берется кричать на новоявленного родственничка, да и тот не отстает. В старом фильме - сцена очень напряженная, но без лишнего крика. Обвинить человека во всех грехах, в вине перед Советской властью можно и без лишней ругани, а прозвучит это, как страшный приговор.
Во фронтовых сценах Первой мировой Григорий нового образца вообще никакой. Какие-то смазанные сцены. Ну разве что эпизод спасения "подполковника драгунского полка Густава Грозберга" (да, такой вот чисто русский драгунский офицер с широко распространенными русскими именем и фамилией) запоминается. И то, уж очень явная схожесть с заключительными эпизодами другой классики - как чекист Шилов тащит на своей спине через лес истекающего кровью ротмистра (тоже, прямо скажем, не Иванова-Петрова
![Smile :)](./images/smilies/icon_smile.gif)
Пожалуй, по новому фильму можно сказать про Григория - да, не злодей, да, заблудший, случайно сбился с верного путЯ и теперь болтается, как ... в проруби (Мелехов - сам про себя). Но самый основной эпитет, который постоянно напрашивается, причем даже в далеких от темы сценах - кобель. Кобелина. Вряд ли Шолохову понравилась бы такая трактовка образа.
Из близкого окружения народ тоже какой-то суетливый, мелочный, мелковатый - хотя бы денщик Прохор.
Да, про мелковатость - в смысле, про мелкий рост. В новом сериале Мелехов избытком роста не страдает, он, скорее, ниже среднего роста, причем значительно. Напомню сцену из романа - когда Григорий проходит комиссию перед уходом на действительную, доктора разговаривают между собой - что за черт, вроде и не особенно высокий, а надо же, весу в нем - пять пудов шесть с половиной фунтов. Это так, к слову, но небольшой рост мешает новому Григорию. Он несуразно, смешно выглядит в длинной кавалерийской шинели - будто подросток напялил одежду уже взрослого брата. Всякая сбруя вместе с длинной шашкой усугубляют это впечатление. Периодически над ремнем явно нависает животик (а не только на Дону, по всей земле Российской голодновато). Опять же просится противопоставление с Глебовым в классике - стройным, подтянутым.
Из положительного хотелось бы отметить, что очень удачно подобрали и загримировали артистов, играющих обоих Турков-Мелеховых, отца и сына - Маковецкого и Ткачука. Не только внешне Григорий Пантелеич похож на батю, Пантелея Поокофьича, но и взглядом, и интонацией, и жестами. Это - удача. Вообще, все, что связано с ролью Маковецкого в сериала - очень удачно, это хороший "плюс" сериала. Пары "отец-сын" Урсуляку удаются, вспомним Владимирова-Исаева-еще-не-Штирлица и его отца из сериала "Исаев" (Страхов и Соломин).
Хотел написать в прошлый раз, но забыл. Фоновая музыка из сериала "Тихий Дон" подозрительно напоминает такую же из сериала "Исаев", особенно из первой части. Если не вообще одна и та же. Мне это показалось странным, вроде самоцитирования, что ли (что в моих профессиональных кругах не очень приветствуется, но иногда необходимо). Потом решил, что эта одинаковая музыка - типа бренда, знака, вывески - что сериал сделала все та же команда.
Dixi.