Листая старые страницы...

Всё, что не в тему.
Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Листая старые страницы...

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:17 pm

В этом разделе форума я предлагаю выкладывать старые, уже, наверно, полузабытые классические публикации по истории игрушечных солдатиков, униформологии и т.п. Я надеюсь, что эти материалы, окажутся интересными для начинающих коллекционеров. Да и признанным мастерам, они возможно, помогут вспомнить какие-нибуть важные, детали.
В качестве "Пробы пера" я предлагаю статью Михаила Горелика "Что бы он был как в жизни", опубликованную в журнале "Знание-сила" в далеком 1972году.
Последний раз редактировалось Председатель Чт окт 28, 2010 6:51 pm, всего редактировалось 2 раза.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:19 pm

Эпиграф:
"С момента появления членораздельной речи, письменности и искусства художники и писатели были заняты описанием деяний военачальников, которые платили им за это жалованье. Но в нашем распоряжении нет дневников рядовых лучников или копейщиков, мы не слышали голосов из шеренг. Рядовой пеший воин древности остается для нас неясной фигурой. Мы знаем о том, сколько стоило его оружие и доспехи, но мы почти ничего не знаем, что солдат надевал из одежды, что было у него в сумке, и что он думал обо всем этом.
Первые солдатские описания войны относятся к началу XIX века. Пехота, набранная из крестьян, трудные марши, сухари и гнилая солонина, взятые штурмом города, подвергнутые полному разорению, жестокие наказания, чтобы восстановить дисциплину, грубые, выносливые, иногда очень жестокие мужчины и женщины - так было 200 лет назад, скорее всего, так было и 700 и более лет тому назад. Можно представить себе жизнь, представлявшую собой погоню за убежищем, пищей, трофеями и спиртным, жизнь, совершенно разную для командиров и рядовых, жизнь под угрозой от клинка и стрелы."

(из альманаха "Средневековый военный костюм")
Последний раз редактировалось Председатель Чт окт 28, 2010 6:50 pm, всего редактировалось 3 раза.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:20 pm

М. ГОРЕЛИК

«Что бы он был как в жизни»

Какие же они были, эти древние витязи — шумеры и ассирийцы, египтяне и хетты, скифы и сарматы, римляне и галлы, готы и гунны, согдийцы и кипчаки, древнерусские дружинники и воины Чингиза?.. Вопрос этот очень не прост и сразу на него не ответишь.
В конце прошлого века вышел огромный двухтомный труд Готтенрота «История внешней культуры», сразу же переведенный на несколько европейских языков. На его роскошных таблицах — сотни воинов всех времен и народов, сотни гераклов, облаченных в доспехи, добросовестно перерисованных с памятников искусства и волею автора раскрашенных. И ни малейшей попытки задуматься над конструкцией, структурой доспеха. Самое забавное, что традиции этого, весьма для своего времени почтенного автора, живы до сих пор — в самых свежих западноевропейских изданиях, касающихся оснащения воинов «всех времен и народов», фигурируют те же, только в разных манерах нарисованные и раскрашенные «ожившие статуи» (правда, они уже не все гераклы — этнографические типы переданы с полной точностью). Почти то же случилось и с воинами Древней Руси — великолепная работа Висковатова, посвященная русской военной одежде, вышла в первой половине XIX в., и раздел ее, посвященный Древней Руси, безнадежно устарел. Однако до сих пор его красивые литографии служат научной основой для иллюстраций к военно-историческим трудам. Эта традиция создания красивых «правдоподобных» картинок — поразительный реликт, если учесть, что те основные дисциплины, на которых базируется реконструирование облика древнего воина — археология и оружиеведение, — сделали с конца XIX и особенно в XX веке резкий скачок вперед.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:21 pm

С археологов — спрос без скидок
Совершенно точную реконструкцию по археологическому комплексу сделать очень и очень трудно. Все дело в источниках. Они должны быть максимально полными. Но, как известно, очень мало захоронений, не тронутых грабителями. Кроме них земля, вода, воздух и, конечно, время сделали свое «черное» дело, И источник, какой-нибудь, скифский к примеру, курган для реконструктора остается белой, бессловесной страницей.
Но вот курган богатый, хорошо сохранившийся, не разграбленный. Это всегда редкая удача. Тут уж — спрос с археологов, и без скидок. Они должны все подробнейшим образом зафиксировать, вынуть, сберечь, описать, проанализировать. Очень приятно, когда и антропологи возьмутся за исследование — определят рост, возраст, этнический тип погребенного, а если будет сделана реконструкция его лица по черепу, а реставраторам удастся восстановить первоначальный вид, будет совсем идеально.
Получается, что реконструирование — дело вроде бы пенкоснимательское: все для тебя сделано, накопано, исследовано, реставрировано, даже частично реконструировано. Как будто оно и так — и все-таки не так.
Первое необходимейшее условие для реконструкции — археологический памятник. Но это только одно условие. И даже если оно соблюдено, начинается мучительная работа.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:22 pm

Сначала возишься с деталями
Панцирь, например. От него остались одни пластинки. Хорошо, если они лежали в погребении в порядке, тогда точность реконструкции будет очень большой. Но так бывает редко.
Или, скажем, система связи пластинок. Oт количества отверстий, от формы и величины их зависит, имел ли панцирь кожаную или матерчатую основу, к которой пластинки пришивались, или же пластинки при помощи ремешков или шнуров сплетались непосредственно друг с другом.
Теперь костюм. Прекрасно, если он был обшит бляшками, и их расположение дошло до нас в неприкосновенности. Тогда можно судить и о покрое платья, и о тех узорах, которые составлялись из бляшек. Если же порядок их в погребении был нарушен, что обычно чаще всего и бывает, прибегаешь к произведениям древнего искусства, где есть изображения костюма. Хуже всего с цветом. Краска сохраняется очень редко, особенно на ткани, коже. Но все-таки сохраняется. Приходится выискивать все упоминания о сохранившейся окраске, чтобы знать палитру, которой пользовались древние мастера, знать, что именно и каким цветом обычно раскрашивалось.
Описания древних авторов — второй важнейший источник реконструктора. Иногда только по ним и можно составить представление о таких эфемерных, с точки зрения вечности, вещах, как покрой и цвет костюма, форма прически, цвет волос и кожи.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:23 pm

Успехи науки
Наука на время отказалась от общих реконструкций, но зато конструкция почти каждой детали подверглась внимательнейшему анализу в ее историческом развитии. С начала века и до наших дней вышло много работ, где были разработаны все известные типы конструкций доспехов, соединения их частей. Прослежено их распространение и время бытования, высказаны интересные мнения об их боевых качествах. Более того, некоторые древние доспехи, не сохранившиеся в целом, тем не менее воспроизведены в натуре.
К сожалению, очень и очень многие археологи и историки, в том числе и военные, не знают об успехах в оружневедении. И мелькают на страницах научных книг «чешуйчатые рубашки», авторы которых не подозревают, что рубашку из кожи, обшитой чешуей, и не снабженную разрезами, надеть попросту невозможно. По-прежнему бытует миф о несчастных рыцарях Ледового побоища, проигравших битву потому, в частности, что доспехи их были адски тяжелы и неповоротливы. Хотя хорошо известно, что рыцарский доспех в ту пору — и по типу и по весу — мало-чем отличался от древнерусского, да и позднее, в XV—XVII вв., полный рыцарский доспех (боевой) из стальных деталей весил не более двадцати килограммов, причем был настолько подвижен, что как показали опыты, позволял садиться на коня, или вставать с земли без посторонней помощи, свободно ходить и сражаться.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:24 pm

Воин во всей красе.
Знать, какой был доспех у древ¬него воина. — это очень много, но еще не все. Большую роль при точной реконструкции играет его костюм, украшения, прическа, этнографический тип, бытовые ве¬щи, которые он брал с собой в поход.
Война в те времена была главным и зачастую единственным достойным мужчины занятием, и ее «эстетическое оформление» занимало воинов и оружейников отнюдь не в последнюю очередь. Враг должен быть, устрашен — и воины соответствующим образом раскрашивали себя и доспехи, надевали маски. Враг должен быть поражен знатностью воина (а знатность подразумевала силу, отвагу, власть, богатство, удачливость) — и воин надевал лучший костюм, украшения — гривны, ожерелья, браслеты, фигурными и узорными бляхами покрывал доспех и одежду, тщательно причесывался, татуировался, рисовал свой герб и т. д.
Как-то меня спросили: «Зачем вы рисуете вашим воинам гривны, браслеты, серьги? Ведь они же суровые воины, а не легкомысленные модницы?» Но когда древний воин надевал на шею гривну, этим он показывал врагу, что он «до своей шеи» врага не допустит. Пусть лучше тот сам «боится за свою шею». Кроме того, и это было главным, могучие боги и духи должны были охранять воина, помогать ему в бою, поэтому апотропеи — охранительные знаки — в виде амулетов, раскраска, татуировка, украшения оружия и костюма — покрывали его и его коня.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:24 pm

Простая житейская логика
Иногда в могилу клали такое количество вещей, что они были нужны разве только для вечной и привольной жизни на этом свете, но уж никак не в походе и тем более в бою. Тут на помощь приходят и памятники искусства, и описания, и простая житейская логика, а иногда даже и эксперимент.
Необходимо, например, точно знать, где и как помещались на корпусе воина и его коня те или иные предметы вооружения и обихода. Представление об этом дает картина погребения, но этот источник не всегда совершенно надежен. Возьмем, к примеру, скифов. Знаменитый скифский акинак — кинжал или короткий меч — находят лежащим то у правой, то у левой руки покойника, то наискось поперек живота. А поскольку чаще всего находили акинаки у правой руки погребенного воина, то и считали, и считают очень многие до сих пор, что носили акинак на правом боку. Но если мы обратимся к памятникам искусства скифов — каменным изваяниям, — то увидим, что акинак всегда изображали висящим на поясе спереди, точно так же, как по сию пору носят кинжал на Кавказе.
С отбором предметов связана еще и трудность изобразительного характера. Нужно развернуть фигуру воина так, чтобы были видны конструкция панциря, и украшения шлема, и оформление или система ручек щита, и колчан, и меч, и красивый пояс — и все сразу, максимально полно, эффектно.
Вот и все. И получится реконструкция древнего воина, картинка с его изображением. Такая, какую, вы сейчас видите перед собой. И уж теперь вы, наверное, сможете представить, каким же он был, этот древний житель нашей земли, в своей жизни".

Знание-Сила 1972
№9, Стр.28.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Аватара пользователя
ДМБ-84
Site Admin
Сообщения: 33916
Зарегистрирован: Пт мар 02, 2007 11:26 am
Откуда: Москва
Контактная информация:

Сообщение ДМБ-84 » Вс авг 29, 2010 3:26 pm

А оригинал статьи у тебя есть?
Были ли иллюстрации?

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вс авг 29, 2010 3:31 pm

Оригинал есть. Иллюстрации были. Как только перестанет глючить "Фотошоп" - обязательно их размещу!
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 7:06 pm

Как и обещал размещаю иллюстрации к статье. К сожалению оригинальные картинки мне показались не слишком наглядными, проэтому о них чуть позже.
Вот пример крайне неудачных реконструкций из книги "Играем в солдатиков" художники Е. и А. Чичик :
1. http://foto.mail.ru/mail/caso4/620
2. http://foto.mail.ru/mail/caso4/620/645.html#646
В основе первой реконструкции неправильно понятая иллюстрация из 1-го тома Висковатова (ныне эта реконструкция считается устаревшей и некорректной), в основе второй - изображение на воротах одного из соборов Ярославля (какого именно - не знаю).
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 7:14 pm

А вот более правильные реконструкции (взяты из книги неизвестного автора "Школа рисования. Оружие и военная экипировка". М.: Астрель, 2008). Откуда составитель их надыбал - вопрос отдельный и очень интересны сам по себе.
http://foto.mail.ru/mail/caso4/620/645.html#652
http://foto.mail.ru/mail/caso4/620/645.html#653
http://foto.mail.ru/mail/caso4/620/645.html#650
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Александрос
Сообщения: 192
Зарегистрирован: Вт июн 01, 2010 2:34 pm
Откуда: Греция

Сообщение Александрос » Чт окт 28, 2010 8:20 pm

Интересные рисунки. Заметил что у художников-историков нет единного мнения насчёт вооружения, экипировки и т.п. Одних и тех же воинов изображают по разному.

Худож-ник
Сообщения: 6533
Зарегистрирован: Пт июн 18, 2010 3:01 pm
Откуда: Москва

Сообщение Худож-ник » Чт окт 28, 2010 8:52 pm

to Председатель.
Составитель их, с позволения сказать, надыбал из западных книжек вроде The Clip Art Book изд. Сrescent Books, NY, 1994 или подобных. Нынче они, с похожими названиями, продаются вместе с компакт-дисками, на которых картинки в хорошем разрешении и проч. Есть всё кучей — оружие, транспорт, отдых (как в указанной выше), а есть по отдельности — "Орнаменты эпохи модерна" или "Паровозы Дикого Запада". Легион, словом. В данном случае, если помянуто изд. "Астрель", то, скорее всего, картинки передрали из недавно вышедших у нас "перепечаток". Тоже слегка пиратских. Видел две или три. Качество подготовки (технической) иллюстраций — ниже плинтуса. Печать — тоже... аховая. Впрочем, все изд., где есть буквосочетание аст, этим знамениты...
Обидеть художника может каждый, а поднести стакан только тонкий ценитель живописи.

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:31 pm

Спасибо! :D
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:36 pm

В качестве продолжения разговора по теме реконструкции хочу предложить вниманию коллег статью Григория Панченко "Горизонты оружия". Эта статья была опубликована в сборнике "Мир фантастики" в самом начале 2000-х годов. Позднее она дала начало одноименному циклу статей, публиковавшихся в журнале "Мир фантастики". Итак слово автору:
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:38 pm

Григорий Панченко

ГОРИЗОНТЫ ОРУЖИЯ

Эпиграф: "Он вспомнил, как совсем недавно на пари разрубил одним ударом сверху донизу чучело, одетое в двойной соанский панцирь, и по спине у него побежали мурашки...
А. и Б. Стругацкие. Трудно быть богом

— Пошли, — сказал Кин. — Аня разочарована. Рыцари должны быть в перьях, в сверка¬ющих латах...
— Не знаю, — сказала Анна. — Все здесь не так.
— Если бы пришли лет на двести попозже, вы бы все увидели. Расцвет рыцарства впереди.
Кир Булычев. Похищение чародея

...На левом фланге — самая салажня: в круп¬нокольчатых байданах, в шлемах-мисюрках, не спасающих даже от подзатыльника, и с шанцевым инструментом в руках.
Е. и Л. Лукины. Семь тысяч я
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:40 pm

Как читатель понимает, перечисление завершилось совсем не потому, что иссяк список цитат. Налицо очевидный факт — тема холодного оружия присутствует в творчестве очень многих фантастов. Молодых и старшего поколения, мастеров отточенного стиля (вот черт — даже это сравнение звучит как-то по-оружейному) и тех, кто делает ставку на «забойный» (и тут оружейные аллюзии проскакивают) сюжет. Серьезных знатоков истории — и, как бы это помягче сказать, наоборот. Людей, изрядно сведущих в практике рукопашного боя — и наоборот. Сторонников жанра «меча и магии» — и опять же наоборот.
Пожалуй, легче найти писателя, у которого ни один герой ни разу не хватался за бластер, чем за меч. И в доспехи персонажи нынешних фантастических романов (не только фэнтезийных) тоже облачены куда чаще, чем в скафандры.
Впрочем, если о бластерах никто ничего не знает, то о мечах и доспехах хоть что-то знать полагается. Но — не всегда выходит. Что там о нас, зачастую осваивающих эти вопросы «частным образом», говорить: в самых «оружейных» из бестселлеров Голливуда, фильмах знаменитых и даже великих — «Храброе сердце», «Жанна д'Арк», «Гладиатор» — нет НИ ОДНОГО комплекта вооружения, который полностью соответствовал бы исторической действительности. Добро бы только хронологические несоответ¬ствия, масштаб которых, кстати, переводит все названные и мно¬гие неназванные фильмы в ранг кинофантастики: как бы сторонникам историзма понравился, например, истребитель «МИГ-25» в эпоху Гражданской войны — да еще и не нашей, а той, что была в США? Но даже просто исходя из логики оружейного боя, применение подавляющего большинства показанных железяк является предельно сложным и дорогостоящим способом самоубийства. И хотя Люк Бессон имел целый штат экспертов-консультантов, боевое облачение Милы Йовович и К° таково, что Жанна д'Арк выглядит фантастичнее, чем героиня «Пятого элемента». Кстати, если кто-нибудь думает, что фильм про первого московского мэра «Юрий Долгорукий» содержит меньше фантастических эпизодов, — тот весьма ошибается.
Ну а коль скоро именно защитное вооружение у большинства авторов приобретает наиболее «странные» очертания, в этой ста¬тье речь пойдет именно о нем.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:42 pm

БРОНЯ КРЕПКА
...Прадед говорил: эти штуки «доспехами» на¬зываются. Дескать, в старину люди их на себя надевали. Были вроде как любители этакую тя¬жесть на себе таскать...
Г. Л. Олди. Путь меча
Некоторые писатели выдают своим героям «боевые костюмы» эпохи бронзового века или поздней античности, иные предпо¬читают антураж древнего либо средневекового Востока. Но в подавляющем большинстве случаев используется как раз тот период, о котором Булычев сказал «...лет на двести попозже». Расцвет рыцарства. Каким бы ни был конструируемый мир — параллельным, фэнтезийным... Даже если речь вроде бы идет о более раннем периоде, о времени кольчатой брони, ее обладатели, как правило, именуются «латниками» (бывает, конечно, и наоборот: вершининское «Возвращение короля» — явно мир латных доспехов, но в нем используется термин «кольчужники»).
Отчего так — понятно. Фэнтези такое положено даже «по архетипу»: вряд ли кто усомнится в том, что в ее основе лежит рыцарский роман, причем, как правило, в позднем изложении, то есть периода высокого средневековья. Как бы то ни было, уделим особое внимание именно латам.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:42 pm

Боевой латный доспех не слишком тяжел: весьма редко он превышал тридцать килограммов (а вот немногим за двадцать килограммов бывал куда чаще). Движений он не сковывал абсолютно. В нем можно было танцевать — это, собственно, входило в комплекс тренировок; можно было даже плавать. Разумеется, для этого требовалось умение вообще хорошо плавать, в те времена нечастое, и, разумеется, Ла-Манш в доспехах пересечь было нельзя, но вот неширокую реку, канал, ров — запросто. Причем иной раз боец проделывал это, уже будучи раненным, — серьезно и неоднократно! Многие авторы со странным злорадством описывают, как рыцарь, упав в воду, мо¬ментально идет ко дну. Но падали-то в гуще схватки, с тяже¬лыми ранами, зачастую с обломками осадного моста, которые мешали бойцам всплыть...
Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в бро¬не тоже могла плыть. Сколько весил конский доспех? Килограм¬мов двадцать— сорок, т. е. считанные проценты от собственного веса огромного рыцарского коня. На резвость общая нагрузка все же влияла достаточно серьезно: лошадей пускали в галоп лишь в тех случаях, когда без этого никак нельзя было обойтись, прежде всего при таранной сшибке с врагом. Впрочем, даже в XV веке коня редко снаряжали полным комплектом брони, чаще — налобником, нагрудником и боевой попоной.
Завершая разговор о плавании, следует упомянуть, что в до-латный период это тоже было возможно, хотя полная кольчатая броня, особенно с каким-либо пластинчатым набором (чаще всего типа «бригандина») поверх торса была в целом тяжелее стандартных лат и содержала больше «разбухающих» элементов: у этого типа доспеха был гораздо более выражен толстый амортизирующий подклад — стеганый, войлочный, порой даже меховой.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:44 pm

(Читатели, видно, все ждут, когда же, наконец, речь зайдет о Ледовом побоище. Не дождетесь: каноническое описание этой битвы имеет к реальности такое же отношение, как фэнтези «Малая земля» к реалиям Великой Отечественной войны. И по тем же причинам — «генсек» изволил лично копье преломить! Скажем лишь, что если бы Ледовое побоище разворачивалось так, как описывает сложившийся канон, оно завершилось бы через миг после начала. Вничью. На дне.)
Теперь о сроке носки. В латах вполне можно было сражаться полный рабочий день, особенно если «перерыв на обед» разбить примерно на четыре четвертьчасовые паузы (реально возникали и более длительные перерывы). Ожидая сражения, воин мог носить латы не снимая (точнее, время от времени снимая отдельные детали) несколько дней. Разумеется, для этого требовалась хорошая система тренировок на выносливость — и она действительно имела место, едва ли уступая лучшим боевым системам Востока...
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:47 pm

Сколько длился процесс облачения? Даже при одном помощ¬нике (а их чаще бывало двое) это занимало считанные минуты. Все же это не такой уж малый срок, особенно при внезапном на¬падении, поэтому иногда в спешке накидывали лишь защиту для корпуса и шлем. Иные ландскнехтские доспехи (помощники все-таки будут, а вот слуг не положено!) для простоты «сборки-разборки» имели кирасу, шарнирно сочлененную с набедренниками и наплечниками, — у рыцарей эти детали чаще пристегивались отдельно.
Однако совсем одному облечься не удавалось. Все-таки требовалось не только застегнуть пряжки и крепления, но и зафик¬ировать саму броню специальными шнурами, крепящимися на поддоспешном одеянии (именно они, особенно в декоративном варианте, образовали на дворянском рыцарском костюме обилие «модных» лент, подвязок и застежек, столь раздражавшее дона Румату).

Рис: http://foto.mail.ru/mail/caso4/620/651.html#656

Таким образом, далеко не поверх любой одежды можно было латы «натянуть» (т. е. вообще-то поверх любой, но тогда не следовало обижаться, если на пятой секунде схватки от вражеского удара всю защитную систему перекашивало и шес¬тая секунда становилась последней).
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:49 pm

Раз уж заговорили о моде... В момент появления лат (точнее, несколько ранее) можно наблюдать всплеск «модных кон¬струкций» в одежде, прическах, даже архитектуре и судострое¬нии. Ведь сам латный доспех — своего рода следствие игры с «выкройками», расчета углов, плоскостей, полусфер, сочленений и т. д., понимание того, что броня не обязана быть бесформенной или даже просто повторять контур тела. А до такого понимания цивилизация должна дозреть. Иными словами: появились латники — значит, Ренессанс уже на носу. А нет в данной культуре лат — стало быть, или еще раннее средневековье, или предренессансный процесс пошел, скажем так, весьма своеобразно...

Рис.: http://foto.mail.ru/mail/caso4/620/651.html#655 ,
http://foto.mail.ru/mail/caso4/620/651.html#649
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:51 pm

Интересно сравнить весовые характеристики и надежность поздних лат с современными им доспехами Московской Руси (фактически иранскими по своему типу и вплоть до XVI— XVII веков зачастую даже по месту изготовления). Очень мощная, «противопульная» защита торса в латах (впрочем, о противостоянии пулям поговорим отдельно, не в этой статье) — 7— 8 килограммов. Прикрытие рук, от кончиков пальцев до пле¬ча — обычно не более 800 граммов на каждую; с большим за¬пасом — еще 2 килограмма для обеих рук. Итого — под 10 ки¬лограммов (реально — меньше). А у нас: кольчато-пластинчатый набор (хоть бахтерец, хоть зерцало) — 10—14 килограммов; на¬ручи (от запястья до локтя) порядка 500 граммов каждый. Это без учета подклада. Либо панцирь или поздняя кольчуга весом по 7—12 килограммов без рукавов. Бывали, правда, панцири весом примерно в 2 килограмма, но их надевали только под бахтерец или под верхнюю одежду в городе, поскольку защищали они разве что от ножа. А всякая экзотика вроде байданы — во-первых, не легче, во-вторых, ее защитные свойства Лукин описал вполне правильно. Вообще, какой вариант брони ни возьми — хоть индийский, хоть самурайский — результат одинаков: неполный набор весит как полные латы, защищает хуже, а в производстве дороже. Да еще щита обычно требует, а латнику в «общевойсковом» бою щит не нужен — разве что целевые об¬разцы в нестандартных условиях: противокопейный, осадный, малый фехтовальный. Но даже наиболее полный кольчужный комплект берег своего владельца гораздо хуже европейского аналога, по цене же и трудоемкости он (десятки тысяч колец и пластин, ручная работа!) значительно превосходил изделия «гнилого Запада».
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Чт окт 28, 2010 10:52 pm

Можно сказать, рыцарский комплект вооружения — продукт высоких технологий. Правда, по этой причине он, хотя и слегка распространился за пределы рыцарства, для массовой, не элит¬ной пехоты был слишком дорог. Впрочем, и кольчуга с зерца¬лом была ей не по средствам...
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...


Вернуться в «Разговорчики в строю.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 12 гостей