Иоханнес Фрауендорф (1889-1972)
Добавлено: Пт окт 04, 2013 5:57 am
Пришла пора поговорить об еще одном создателе оловянных фигурок, гравере, художнике, разработчике идей и серий, Иоханнесе Фрауендорфе. Если у кого найдутся фигурки, чтобы проиллюстрировать те или иные части рассказа, не сочтите за труд выложить фотографии.
Йоханнес Фрауендорф родился 23 апреля 1889 в Отеле Саксенхоф на Йоханнесплатц в Лейпциге. С 1895 он посещал народную школу, затем городскую школу и, в 1903, начинал четырехлетнее обучение как гравер рельефа. По воскресеньям он посещал Политехническую школу и учился там рисованию и моделированию. Эта школа проводила также выставки, на которых он получал оценки и премии за свои рисунки.
Учебное предприятие, где обучался Фрауендорф, было тогда самым большим граверным учреждением Европы и насчитывало 62 сотрудника. Здесь изготавливались печатные доски из стали и латуни, в значительной степени для графической индустрии, но также и для наградных и военных нужд.
Собственником предприятия и одновременно мастером Фрауендорфа был Альберт Шмидт. Ученика интересовали гравировка растений, животных и людей, и совсем не интересовали шрифтовые композиции. Этот особенный интерес был подмечен мастером и ,таким образом, Фрауендорф неосознанно получил техническую и художественную основу для его деятельности в качестве создателя оловянных фигурок.
В одном из писем другу и собирателю Беку, Фрауендорф писал, что у него, во время обучения, выработалась привычка после 2 часов гравюры садиться за пишущую машинку и заниматься почтой. Через 20 минут отдохнувшие глаза были снова готовы к работе. Готовые штихели были очень дороги, и ученики были обязаны сами себе изготавливать интструмент из стали Бишоп, Рехлинг или английской Хансмансталь, правильно затачивать и закаливать его. Ученики сидели на сапожных табуретах и мастер строго следил за осанкой, каждые пол-года ножки табурета укорачивались. Иногда мастер давал задания на эскизы по памяти: яблоневый цвет с листом, садовая фиалка, альпийская фиалка или дубовый лист...Тот, кто лучше всех справлялся с заданием, получал целую марку.
После окончания учебы Фрауендорф на несколько лет отправляется в путешествие. Он посетил Франкфурт на Майне, Мюнхен, Магдебург и Константинополь. Он жил 2 года в Мюнхене, посещая вечером школу прикладного искусства и был частым гостем музеев. По воскресеньям Фрауендорф отправлялся в горы на эскизы. Тогда же он становится членом немецко-австрийского клуба альпинистов.
В Константинополе он также задерживется на 2 года и работает на монетном дворе Османской империи. Начало второй Балканской войны побудило Высокую Потру расстаться с сотрудниками -христианами и Фрауендорф с трехмесячным жалованем и оплаченным проездом по железной дороге, отправился домой. На востоке Фрауендорф подхватывает желудочную инфекцию, от которой страдает всю жизнь, леча ее ограниченным количеством подогретого отборного баварского пива.
Фрауендорф посещает Нюрнберг, где знакомится с оловянным литейным производством, затем направляется в Берлин и , наконец, в Лейпциг.
Во время начала войны в 1914 году Фрауендорф находится в отпуске в Верхней Италии и читает в Милане сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога в Сараево. Через две недели после возвращения он отмечается как запасной солдат Гвардейского пионерного батальона. Фрауендорф прибывает к немецкому Альпийскому корпусу участвует в наступлении на Балканах. Со своей воинской частью Фрауендорф направляется под Верден, где в 1917 его контузит взрывом от чего происходит нарушение речи. С июля 1917 по март 1918 года Фраундорф лежит в военном госпитале в Берлине. Поправившись после ранения, к Рождеству 1918 года, Фрауендорф возвращется в Лейпциг. По словам Фрауендорфа, большой потребности в гравюрах в послевоенное время не было, однако он зарабатывал свои деньги как изготовитель инструментов для тиснения. Сначала он живет в лепцигском пригороде Линденау на улице Мерсебюргер 51 а, начиня с июля 1926 года, на улице Люцнер 66В.
С августа 1930 он поселяется в Убергау. Вероятнее всего изменение адреса связано с его вторым браком. Первая жена Фрауендорфа скончалась оставив ему дочь Кейт. В Убергау Йоханес Фрауендорф прожил до конца своих дней.
Еще до того, как Фрауендорф стал активно производить фигурки, он был их собирателем. В тетради №3 молодого журнала «Стойкий оловянный солдатик» он размещает объявление об обмене фигур 1860 годов Дюбуа и Вегманна, на фигурки франко-прусской войны тех же Дюбуа,Вегманна, а также Линка и Рихе, что свидетельствует о наличии коллекции фигур и контактов с собирателями.
В тетради №7 за 1924 год Фрауендорф публикует статью «Страдания собирателя». По его мнению, в массовых фигурах гоподствовала монотонность, наряду с нарочитой театральностью поз конных офицеров и штабных персонажей. Далее он перечисляет недостающие типы и серии и выражает надежду, что производители фигурок еще подарят коллеционерам серии артиллерии, пионеров и военных госпиталей. Эту статью можно считать началом деятельности Фрауендорфа по созданию новых фигурок. Он носится с мыслью помощи коллекционерам и остается верным этой идее всю свою жизнь. Это будет не всегда просто, но он будет всю жизнь продвигать свои идеи в кругу собирателей и клиентов его Граверной мастерской, направленные на развитие и улучшение фигурки.
С другой стороны, в том же журнале, он спрашивает информацию о французской артиллерии в 1870 году, где находились 4 и 5 номера во время движения, поскольку на передках было только 3 сидячих места, как выглядела форма французской полевой жандармерии и санитаров.... Идеи фигурок артиллерии и штабов уже тогда бродили в его голове.
В том же 1924 году Фрауендорф начинает производить собственные фигуры и в №№9-10 журнала он публикует свою рекламу, как гравера шиферных форм, по собственным проектам или проектам заказчика.
15 апреля 1925 года Фрауендорф оффициально открывает собственный граверный кабинет. К этому его побудил лейпцигский коллекционер Карл Винкельмюллер — отец издателя серий WIMOR Карла-Хейнца Винкельмюллера, а также, видимо, предоставил стартовый капитал.
Тогда же, в апреле 1925 года, в Лейпцигском Городском историческом музее, расположеном в старой Ратуше, состоялась выставка под названием «Старые и новые оловянные фигурки». В майском выпуске журнала, отмечается, что Йоханес Фрауендорф является одним из немногих собирателей, которые могут сами проектировать, гравировать, отливать и расписывать фигурки. Его формы, как ни странно, выполнены в металле. Кроме того, отмечается, что он является искусным моделистом.
В этот , начальный период, самостоятельной деятельности Фрауендорф работал по заказам полиции и рейхсвера, которые хотели иметь фигурки для демонстрации и тактических занятий. Эти фигурки были без особой деталировки, в большой степени являлись силуэтными фигурками, но уже несли фирменный знак «JF» .
Йоханнес Фрауендорф родился 23 апреля 1889 в Отеле Саксенхоф на Йоханнесплатц в Лейпциге. С 1895 он посещал народную школу, затем городскую школу и, в 1903, начинал четырехлетнее обучение как гравер рельефа. По воскресеньям он посещал Политехническую школу и учился там рисованию и моделированию. Эта школа проводила также выставки, на которых он получал оценки и премии за свои рисунки.
Учебное предприятие, где обучался Фрауендорф, было тогда самым большим граверным учреждением Европы и насчитывало 62 сотрудника. Здесь изготавливались печатные доски из стали и латуни, в значительной степени для графической индустрии, но также и для наградных и военных нужд.
Собственником предприятия и одновременно мастером Фрауендорфа был Альберт Шмидт. Ученика интересовали гравировка растений, животных и людей, и совсем не интересовали шрифтовые композиции. Этот особенный интерес был подмечен мастером и ,таким образом, Фрауендорф неосознанно получил техническую и художественную основу для его деятельности в качестве создателя оловянных фигурок.
В одном из писем другу и собирателю Беку, Фрауендорф писал, что у него, во время обучения, выработалась привычка после 2 часов гравюры садиться за пишущую машинку и заниматься почтой. Через 20 минут отдохнувшие глаза были снова готовы к работе. Готовые штихели были очень дороги, и ученики были обязаны сами себе изготавливать интструмент из стали Бишоп, Рехлинг или английской Хансмансталь, правильно затачивать и закаливать его. Ученики сидели на сапожных табуретах и мастер строго следил за осанкой, каждые пол-года ножки табурета укорачивались. Иногда мастер давал задания на эскизы по памяти: яблоневый цвет с листом, садовая фиалка, альпийская фиалка или дубовый лист...Тот, кто лучше всех справлялся с заданием, получал целую марку.
После окончания учебы Фрауендорф на несколько лет отправляется в путешествие. Он посетил Франкфурт на Майне, Мюнхен, Магдебург и Константинополь. Он жил 2 года в Мюнхене, посещая вечером школу прикладного искусства и был частым гостем музеев. По воскресеньям Фрауендорф отправлялся в горы на эскизы. Тогда же он становится членом немецко-австрийского клуба альпинистов.
В Константинополе он также задерживется на 2 года и работает на монетном дворе Османской империи. Начало второй Балканской войны побудило Высокую Потру расстаться с сотрудниками -христианами и Фрауендорф с трехмесячным жалованем и оплаченным проездом по железной дороге, отправился домой. На востоке Фрауендорф подхватывает желудочную инфекцию, от которой страдает всю жизнь, леча ее ограниченным количеством подогретого отборного баварского пива.
Фрауендорф посещает Нюрнберг, где знакомится с оловянным литейным производством, затем направляется в Берлин и , наконец, в Лейпциг.
Во время начала войны в 1914 году Фрауендорф находится в отпуске в Верхней Италии и читает в Милане сообщение об убийстве австрийского эрцгерцога в Сараево. Через две недели после возвращения он отмечается как запасной солдат Гвардейского пионерного батальона. Фрауендорф прибывает к немецкому Альпийскому корпусу участвует в наступлении на Балканах. Со своей воинской частью Фрауендорф направляется под Верден, где в 1917 его контузит взрывом от чего происходит нарушение речи. С июля 1917 по март 1918 года Фраундорф лежит в военном госпитале в Берлине. Поправившись после ранения, к Рождеству 1918 года, Фрауендорф возвращется в Лейпциг. По словам Фрауендорфа, большой потребности в гравюрах в послевоенное время не было, однако он зарабатывал свои деньги как изготовитель инструментов для тиснения. Сначала он живет в лепцигском пригороде Линденау на улице Мерсебюргер 51 а, начиня с июля 1926 года, на улице Люцнер 66В.
С августа 1930 он поселяется в Убергау. Вероятнее всего изменение адреса связано с его вторым браком. Первая жена Фрауендорфа скончалась оставив ему дочь Кейт. В Убергау Йоханес Фрауендорф прожил до конца своих дней.
Еще до того, как Фрауендорф стал активно производить фигурки, он был их собирателем. В тетради №3 молодого журнала «Стойкий оловянный солдатик» он размещает объявление об обмене фигур 1860 годов Дюбуа и Вегманна, на фигурки франко-прусской войны тех же Дюбуа,Вегманна, а также Линка и Рихе, что свидетельствует о наличии коллекции фигур и контактов с собирателями.
В тетради №7 за 1924 год Фрауендорф публикует статью «Страдания собирателя». По его мнению, в массовых фигурах гоподствовала монотонность, наряду с нарочитой театральностью поз конных офицеров и штабных персонажей. Далее он перечисляет недостающие типы и серии и выражает надежду, что производители фигурок еще подарят коллеционерам серии артиллерии, пионеров и военных госпиталей. Эту статью можно считать началом деятельности Фрауендорфа по созданию новых фигурок. Он носится с мыслью помощи коллекционерам и остается верным этой идее всю свою жизнь. Это будет не всегда просто, но он будет всю жизнь продвигать свои идеи в кругу собирателей и клиентов его Граверной мастерской, направленные на развитие и улучшение фигурки.
С другой стороны, в том же журнале, он спрашивает информацию о французской артиллерии в 1870 году, где находились 4 и 5 номера во время движения, поскольку на передках было только 3 сидячих места, как выглядела форма французской полевой жандармерии и санитаров.... Идеи фигурок артиллерии и штабов уже тогда бродили в его голове.
В том же 1924 году Фрауендорф начинает производить собственные фигуры и в №№9-10 журнала он публикует свою рекламу, как гравера шиферных форм, по собственным проектам или проектам заказчика.
15 апреля 1925 года Фрауендорф оффициально открывает собственный граверный кабинет. К этому его побудил лейпцигский коллекционер Карл Винкельмюллер — отец издателя серий WIMOR Карла-Хейнца Винкельмюллера, а также, видимо, предоставил стартовый капитал.
Тогда же, в апреле 1925 года, в Лейпцигском Городском историческом музее, расположеном в старой Ратуше, состоялась выставка под названием «Старые и новые оловянные фигурки». В майском выпуске журнала, отмечается, что Йоханес Фрауендорф является одним из немногих собирателей, которые могут сами проектировать, гравировать, отливать и расписывать фигурки. Его формы, как ни странно, выполнены в металле. Кроме того, отмечается, что он является искусным моделистом.
В этот , начальный период, самостоятельной деятельности Фрауендорф работал по заказам полиции и рейхсвера, которые хотели иметь фигурки для демонстрации и тактических занятий. Эти фигурки были без особой деталировки, в большой степени являлись силуэтными фигурками, но уже несли фирменный знак «JF» .