Выставка в Балашихе 2009. Еще раз об этикетках.

О коллекциях и принципах их формирования. Выставки. Аукционы. Магазины. Музеи. Литература.
Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Выставка в Балашихе 2009. Еще раз об этикетках.

Сообщение Председатель » Пн дек 22, 2008 11:47 pm

Подготовка к участию в выставке процесс не только очень важный и интересный, но и крайне нервный. В непрерывной погоне за тем, чтобы не упустить какую-нибуть важную деталь, обязательно что-нибуть прозеваешь. Зачастую упущенными бывают детали более всего бросающиеся в глаза. Особенно не повезло в этом смысле этикеткам, которые приходится ваять по остаточному принципу в последние минуты перед открытием выставки. Зачастую размещаются они тоже не самым рациональным образом.
Поэтому я рискнул предложить вниманию форумчан ещё одну статью из своего архива - "Этикетка для оловянной фигурки". Эта статья была написана известным коллекционером авторских фигурок Н.Г.Рогулиным и опубликована в 20-м номере "Военно-исторической фигурки" (стр. 19 - 20).
Последний раз редактировалось Председатель Пн дек 22, 2008 11:54 pm, всего редактировалось 1 раз.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Пн дек 22, 2008 11:50 pm

Итак, слово Н.Г. Рогулину: "Составление этикетажа является одной из наиболее трудоемких частей подготовки любой экспозиции. При всей кажущейся простоте этого занятия оно требует как профессиональных знаний, так и умения правильно организовать информацию, донести ее до посетителя в самом сжатом и, в то же время, полном объеме.
Можно сказать, что этикетка является показателем «интеллигентности» устроителей любой экспозиции. Она адресована индивидуальному посетителю, тому, кто захочет узнать больше, чем может предложить экскурсовод. Этот личностный характер, адресованность только одному человеку позволяет как бы вести диалог экспозиционера и посетителя.
К сожалению, очень часто этикетка становится последним, на что обращено внимание устроителей выставки. Создание художественного образа, размещение экспонатов в витрине, правильная подсветка и тому подобные заботы отодвигают составление этикеток на второй (или на последний) план, заставляют делать их наспех."
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Пн дек 22, 2008 11:52 pm

"Для художественных произведений в музеях сложилась определенная форма этикетки, включающая следующие сведения:
Автор, год создания работы.
Наименование.
Материал, техника.
Принадлежность музею или частному собранию.
Таким образом, этикетка для оловянного солдатика может выглядеть следующим образом:
А.В. Мителев, 1999.
Александр Васильевич Суворов с проводником в Альпах. Оловянно-свинцовый сплав, масло, гравировка, литье, роспись. Собрание автора.
Содержащиеся в подобной краткой этикетке сведения, как можно видеть, дают лишь минимальную информацию. В приведенном случае ни слова не говорится о том, что при разработке использовалась картина А. Коцебу «Переход Суворова через Паникс», что фигурка изготавливалась в связи с 200-летием Швейцарского похода А.В. Суворова.

А.В. Мителев по рис. О.А. Сокруто, 1996.
А.В.Суворов на маневрах.
Из серии «Боевое обучение суворовских войск».
Сплав, масло, литье, роспись.
Серия разработана по заказу Суворовского музея. Фигура Суворова исполнена по рисунку А. Лормана, 1795 г.
Частное собрание, Санкт-Петербург.

Постараемся расширить этикетку. Прежде всего, плоские фигурки крайне редко делаются поодиночке, чаще же готовится серия фигур и сведения об этом, на наш взгляд, весьма важны. Зачастую у фигурки имеется несколько авторов - рисовальщик, гравер, художник, издатель. Сведения о них также необходимы. Наконец, для полноты представления о процессе разработки фигурки нелишне поместить информацию о том, на основе каких изобразительных источников делались фигурки. Попробуем составить подобную этикетку.
Нередки случаи, когда экспонируется не оригинальная фигурка, а копия с оригинала известной фирмы. В таком случае, как нам кажется, следует подходить к фигурке, как к копии и отражать это в этикетке, например: «И.Иванов, 1995, с оригинала Л.Франка, исполненного для И. Фрауендорфа в 1957 г.»
И, разумеется, если фигура или серия фигур имеют награды выставок и конкурсов, то поместить подобную информацию совершенно необходимо."
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Пн дек 22, 2008 11:53 pm

Сказанное выше о плоских фигурках может быть отнесено и к объемным фигурам. Единственное дополнение - сведения о масштабе фигуры, которые могут быть помещены, хотя и не всегда обязательны.
Не менее важно и расположение этикеток. Они должны быть помещены максимально близко от предмета. Сложности возникают при экспонировании большого числа предметов, так как этикетки занимают слишком много места. Здесь на помощь приходит либо групповая этикетка, перечисляющая все предметы и расположенная поблизости от них, либо обозначение экспонатов цифрами с отнесением групповой этикетки в сторону (но в пределах видимости при осмотре каждого экспоната).
При экспонировании предметов, изготовленных одним автором, товариществом или фирмой, крайне желательно, наряду с этикетками на предметы поместить и аннотацию, повествующую об изготовителе. Это расширяет представления посетителя, а, кроме того, позволяет вынести в аннотацию ряд сведений, которые в противном случае пришлось бы указывать в этикетках.
И, наконец, немаловажно оформление этикетки. Прежде всего, следует обратить внимание на шрифт, который должен быть достаточно крупным и читаемым. Ключевые сведения стоит выделить жирным шрифтом, а сам текст этикетки отформатировать для повышения внешней привлекательности. Рамка придает этикетке определенную законченность."
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Пн дек 22, 2008 11:53 pm

Важна и форма этикетки. Обычная плоская этикетка, лежащая рядом с экспонатом или закрепленная на стенке витрины, далеко не всегда смотрится хорошо. Но та же этикетка, приподнятая на подложке, приобретает совершенно иной вид. Используются и наклонные этикетки, изготовить которые можно, свернув плотную бумагу или картон в виде треугольной призмы.

К сожалению, в музейной практике имеется немало примеров, когда небрежно оформленная, неудачно составленная или плохо размещенная этикетка способна испортить настроение посетителю и ухудшить впечатление от выставки или экспозиции. Поэтому стоит потратить время и тщательно продумать заранее все вопросы, связанные с аннотациями и этикетажем."
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Пн дек 22, 2008 11:56 pm

Остается добавить, что статья Н.Г. Рогулина написана приминительно к реалиям коллекционирования авторских ньюрнбергских фигурок, на мой взгляд, многие её положения являются универсальными...
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...

Художник
Сообщения: 1650
Зарегистрирован: Вт апр 15, 2008 11:33 pm
Откуда: Москва

Сообщение Художник » Вт дек 23, 2008 12:54 am

(Замечание на полях)
Статья, размещённая многоуважаемым Председателем, безусловно поучительна. Позволю себе отметить одно, однако важное, упущение. — Одно из "столбовых" требований для выставочных пояснительных надписей — единообразие, которое определяется исключительно организаторами. Что, в какой последовательности, на каком формате-материале, какой гарнитурой и каким кеглем набирается-печатается etc — озвучивается устроителями и является безусловным к исполнению г.г. участниками, если только сами организаторы не берут на себя труды по борьбе с энтропией... В противном случае получается винегрет.
Впрочем, я вполне допускаю, что вышеизложенное более касается иных родов изящных искусств и в этом случае — умолкаю. "В каждой избушке — свои погремушки" © Русский народ

Председатель
Сообщения: 1522
Зарегистрирован: Пт мар 16, 2007 10:11 pm
Откуда: Москва, Лефортово

Сообщение Председатель » Вт дек 23, 2008 10:43 pm

Совершенно с Вами согласен, уважаемый Художник! Тем не менее на прошлогодней выставке именно этикетки оказались теми граблями, о которые споткнулись многие участники.
Никогда не знаеш - живеш ли ты в послевоенное время или уже в предвоенное...


Вернуться в «Коллекции и коллекционеры.»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 10 гостей